За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»)
2.1 Ведущая ключевая идея.
2.2 Проблема опыта.
2.3 Гипотеза.
2.4. Цель опыта.
2.5. Основные задачи.
3. Теоретическая база. Понятие деятельностного метода в педагогической и методической литературе.
3.1 Что такое деятельностный подход в образовании?
3.2. Дидактические принципы в системе развивающего обучения
3.3 Сравнительная характеристика объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса
4. Система работы.
4.1. Описание возможностей применения технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Школа 2100»
4.2. Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Школа 2100»
А. Уроки усвоения новых знаний.
Б. Уроки рефлексии.
В. Уроки-тренинги.
Г. Уроки контроля
4.3. Приёмы создания проблемной ситуации.
4.4. Методы постановки учебной проблемы.
5. Выводы.
6. Список литературы.