Можно ли научить счастью…
Платон
Каждый раз первого сентября ранним солнечным утром я с большим волнением и тревогой в душе ожидаю своих учеников. Вот они, нарядные, крепко держа за руку мам и пап, идут ко мне. Волнение все нарастает. Я все глубже всматриваюсь в пытливые глаза моих малышей. Чувствую себя мореплавателем, который отправляется в далекие неизведанные страны. Мои ученики – это мои спутники и товарищи, с этими мальчиками и девочками мне предстоит четыре года бороздить океан под названием «Познание» в начальной школе.
Накануне меня тревожили раздумья, как и что нужно сделать, чтобы видеть счастливыми этих детей. Но могу ли я их… научить счастью?
Невероятно? Но – если вдуматься – возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны.
Первая – счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания, и способность к такому счастью можно формировать. Способность сопереживания – это фундамент любого понимания человека человеком.
Вторая сторона – это счастье творческого труда. Шаг вперед для дела, для людей – в идеале для человечества.
«Преобразование общества неотделимо от внутреннего перерождения человека, порядок в обществе тесно связан с порядком в душе человека. Учитель держит в руках душу ребенка. Значит, в его же руках наше общество, наше будущее» (Платон).
Цель воспитания не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств. Я должна заниматься образованием детей, но в особенности – воспитанием нравственности и добродетели. Если отказаться от честности, научная слава обернется бесславием. Среди всех благ добродетель стоит на первом месте, а ученость – на втором. Но духовная жизнь детей, их мировоззрение зависят от жизнерадостности, бодрости. Бытуют два высказывания: «В здоровом теле – здоровый дух!» и «Со здоровым духом – здоровое тело». Важнейший труд учителя – забота о здоровье учеников. Здоровье зависит от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его силы, но и неблагоприятно отражается на его отношении к миру. В гармоничном развитии все взаимосвязано.
В условиях нашего города много возможностей помочь ребенку наслаждаться природой. Я стараюсь делать так, во внеклассной работе или во время урока, чтобы ребенок, очарованный мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом трав и цветов, слагал песню. Значит, он будет находиться на вершине этой гармонии – тела и духа.
Великое искусство – научить своих детей видеть неявное и слышать неслышное, относиться бережно к самому слабому и беззащитному, в несовершенном видеть красоту, добро. Как научить их быть счастливыми? Где же затерялся этот ключик, который откроет заветную дверь к тайнам учительского мастерства и ответит на все мои вопросы, укажет единственно верный и правильный путь?
Перечитала все написанное и поняла, как много еще хочется сказать. Да и вообще, получилась ли у меня «философия»? В смысле строго научной последовательности изложения умных мыслей – наверное, нет. Но как из отдельных кусочков мозаики складывается картина, так из моих заметок прорисовываются контуры моей философии – вышедшей из жизни и в нее каждый день, на каждом уроке возвращающейся.
Есть такая старая-старая байка. Пришел один голодный человек к берегу реки. Видит: сидят два рыбака. Попросил он их его накормить. Первый рыбак отдал ему весь улов, а второй – свою удочку. А вы как поступили бы в такой ситуации? Я выбираю второй путь!